Перейти к содержимому

Тютюшкин Семён Фокович

Тютюшкин Семён Фокович 16.04.1901 - 25.11.1980
Герой Социалистического Труда
    Даты указов
1. 05.11.1943Медаль № 136
Орден Ленина № 16267

Дополнительное фото:

Тютюшкин Семён Фокович – машинист-инструктор колонны паровозов №12 специального резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР.

Родился 16 апреля 1901 года в городе Елисаветград (с 1939 года – Кировоград, Украина), в семье рабочего. Русский. Окончил четыре класса школы. С 12 лет стал работать на заводе.

В 1917 году пришел трудиться в депо железной дороги станции Елисаветград, был учеником слесаря, слесарем. В 1922-1924 годах служил в Красной Армии. После демобилизации вернулся в родной город. Стал помощником машиниста, в 1930 году – машинистом.

С началом Великой Отечественной войны водил эшелоны с войсками. При эвакуации из Кировогограда Тютюшкин возглавлял бригаду, которая вела поезд с военными, руководством станции и депо. Через станцию Хировка, уже занятую гитлеровцами, пришлось прорываться с боем. Впереди пустили заминированную дрезину, которая взорвалась на станции. Через несколько секунд по соседнему пути на большой скорости Тютюшкин провел свой эшелон.

Дальше был Кременчуг, Харьков, где Тютюшкин получил назначение в паровозное депо Поворино Пензенской железной дороги. Затем был машинистом колонны паровозов №18 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, депо Тихвин Северной железной дороги. Водил поезда с грузами для блокадного Ленинграда, быстро и бесперебойно подвозил фронту технику, боеприпасы, продовольствие.

В его бригаде не было ни одного нарушения трудовой дисциплины, не было брака в работе. Имея солидный стаж слесарного мастерства, он хорошо знал ремонтное дело, почти всегда после возвращения из поездки «подлечивал» паровоз: то заваривал пробоину, то менял покалеченные осколком детали.

В октябре 1942 года, как опытный машинист, был направлен в формируемую на станции Кашира Московско-Донбасской железной дороги колонну №12 специального резерва Наркомата путей сообщения. Энтузиазм Тютюшкина и других железнодорожников способствовал досрочному введению колонны в строй. Вскоре колонна была отправлена под Сталинград и находилась там до полного разгрома немецко-фашистской группировки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Тютюшкину Семёну Фоковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» (№136).

С апреля 1944 года и до Победы над Германией спецколонна №12 дислоцировалась на участке Барановичи-Брест-Белосток-Варшава, обеспечивая снабжение частей 2-го Белорусского фронта. В ноябре 1944 года Тютюшкину было присвоен звание «инженер-лейтенант тяги».

В 1946 году вернулся в родной город. Трудился в депо станции Кирово-Украинская (ныне – Кировоград) Одесской железной дороги. До выхода на пенсию в 1956 году работал машинистом, дежурным по депо. Умер 25 ноября 1980 года. Похоронен в Кировограде.

Награжден 2 орденами Ленина, медалями, знаками «Почётный железнодорожник» и «Отличный паровозник».

В городе Кировоград на здании железнодорожного вокзала Герою установлена мемориальная доска, его именем названа улица.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001