С ноября 1942 года младший лейтенант Е.П.Токмаков воевал на Северо-Западном фронте в 72-м отдельном разведывательном авиационном полку, который выполнял боевые задания в интересах 6-й воздушной армии и фронта.
В 1943 году участвовал в разведывательном обеспечении Демянской (15 – 28 февраля 1943 года) и Старо-Русской (4 – 19 марта 1943 года) наступательных операций – этапов фронтовой операции «Полярная Звезда», в ходе которой Северо-Западный фронт должен был разгромить немецкую группу армий «Север» и ликвидировать Демянскую группировку.
До октября 1943 года совершал боевые вылеты на разведку Старо-Русской и Демянской группировок (аэродром Сольцы, железнодорожные станции Старая Русса, Сольцы, Тулебля, Волот, Уторгош, шоссе Старая Русса- Поддорье, Старая Русса – Демянск, Старая Русса – Шимск и другие), аэродромы Гривочки, Тулебля, Рельбицы, движение плавсредств на озере Ильмень.
Из наградного листа на присвоение звания Герой Советского Союза
В Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков участвует с 15.06.1942 года и произвел 129 боевых успешно выполненных вылетов на самолете Пе-2, из них на разведку 120 боевых вылетов и на бомбардировку 9 боевых вылетов.
С 15.06.1942 года по 1.10.1942 года находился на Брянском фронте и произвел 53 успешно выполненных боевых вылетов на дальнюю разведку войск, железнодорожных узлов, аэродромов, техники, укрепленных рубежей и дальних тылов противника.
На Северо-Западном фронте с 25.10.1942 года по 22.11.1942 года в отдельной разведывательной эскадрилье, а с 22.11.1942 года по 1.11.1943 года в 72-м Петрозаводском разведывательном авиаполку, где произвел 76 боевых успешно выполненных вылетов на разведку с фотографированием войск, железнодорожных станций, аэродромов, укрепленных рубежей, опорных пунктов, переправ, площадей и других военных объектов противника в районе Старо-Русской и Демянской группировок.
С 15.06.1942 по 1.11.1943 года сфотографировал площадь 11 729 квадратных километров. Сбросил на территорию, оккупированную немцами, 1 млн 623 тысячи листовок.
Тов. Токмаков является одним из лучших высотников, летчиков-разведчиков фронта. Материальную часть самолета Пе-2 знает отлично и исключительно грамотно эксплуатирует ее как на земле, так и в воздухе. Всегда выполняет самые ответственные и сложные боевые задания. Участник многих воздушных боев, неоднократно отражал атаки истребителей противника и благодаря мужеству, отваге и совершенству владения самолетом Пе-2 и оружием всегда выходил победителем, показывая образцы высокой выучки и боевого мастерства.
Отлично владеет техникой пилотирования в сложных метеоусловиях. Много работает над собой и обучает технике разведывательного полета молодые кадры. За время войны лично ввел в боевой обстановке 8 молодых экипажей..
Примеры его боевой работы:
7.08.1942 года при разведке аэродрома Курск установил наличие до 75 самолетов противника. Передал командованию разведданные по радио, после чего на аэродром Курск пришли штурмовики Ил-2 и подожгли 20 самолетов.
20.08.1942 года при фотографировании аэродрома Орел на высоте 4000 м был атакован двумя истребителями Ме-109. Благодаря умелому маневру избежал поражения. Несмотря на полученные самолетом 18 пробоин, задание выполнил отлично, обнаружив на аэродроме 49 двухмоторных бомбардировщиков Ю-88. По данным разведки работали штурмовики.
7.11.1942 года произвел разведку с фотографированием в районе Старая Русса – Поддорье. На аэродроме Глебовщина обнаружил 25 самолетов противника и передал об этом командованию по радио. По данным разведки работали штурмовики. Старший лейтенант Токмаков вслед за штурмовиками вторично 7 ноября 1942 года вылетел на фотографирование работы штурмовиков. Данные фотографирования показали, что 9 самолетов были уничтожены штурмовиками и 8 самолетов сильно повреждены.
31.12.1942 года произвел разведку дорог. Разведкой установил: дорога Сычево – Кобылкино: движение 20 автомашин, преимущественно на Рамушево. Дорога Васильевщина – Цемена: движение до 60 автомашин, преимущественно на Цемена. Дороги фотографировал. В районе Лычково самолет атаковали 2 истребителя Ме-109, преследовали до района Валдай. Умелым маневром тов. Токмаков ушел от истребителей противника. Задание выполнено отлично.
7.03.1943 года произвел разведку дорог и аэродромов противника. Дорога Новгород – Шимск: 20 автомашин в обе стороны. Шимск – Старая Русса: 40 автомашин в обе стороны. Станция Уторгош: 1 железнодорожный состав из 40 крытых вагонов на Сольцы. Аэродром Сольцы: 15 двухмоторных самолетов. Станция Сольцы – 1 состав в 40 вагонов. Станция Дно: 6 железнодорожных составов, 300 вагонов. 2 состав под парами, одни – на Порхов, другой – на Старую Руссу. Аэродром Гривочки: 25 двухмоторных самолетов. Станция Дедовичи: 1 железнодорожный состав, 40 вагонов, на Дно.
10.04.1943 года производил разведку с фотографированием аэродромов и дорог противника.
Разведкой установил: дорога Дубровка – Порхов: 30 автомашин в обе стороны. Аэродром Гривочки: 30 самолетов, из них 15 двухмоторных на южной окраине аэродрома. Железнодорожная станция Дно: 6 составов, 320 вагонов под парами, направление – на Старую Руссу. Железнодорожная станция Дедовичи:: 2 состава, 1 – под парами, на Дно.
За образцовое выполнение боевых заданий командования по разведке на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство представляю капитана Толмакова Евгения Петровича к званию Героя Советского Союза.
Командир 72 Петрозаводского РАП майор Гаврильченко
16.11.1943 года
В октябре – ноябре 1943 года 72-й отдельный разведывательный авиаполк находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, после чего до марта 1944 года был в составе Московского военного округа.
С 15 марта по 5 апреля 1944 года, будучи вновь в составе 6-й воздушной армии, полк обеспечивал подготовку и проведение Полесской наступательной операции 2-го Белорусского фронта, в ходе которой была разгромлена Ковельская группировка противника на территории Волынской области (Западная Украина).
С мая 1944 года до конца войны 72-й отдельный разведывательный авиационный полк действовал в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Обеспечивал разведывательными данными войска фронта при проведении Люблин-Брестской наступательной операции (18 июля – 2 августа 1944 года) – составной части Белорусской стратегической операции «Багратион» (24 июня – 2 августа 1944 года); Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля - 8 мая 1945 года).