Ширшов Пётр Петрович - гидробиолог-гидрограф первой советской дрейфующей станции "Северный полюс-1".
Родился 12 (25) декабря 1905 года в городе Екатеринославе (ныне город Днепропетровск, Украина) в семье служащего. Русский. В 1912-1921 годах учился в реальном училище. С 1921 года учился в Днепропетровском институте народного образования, в 1926 году перевёлся в Одесский институт народного хозяйства, который окончил в 1929 году. В 1929-1935 годах - научный сотрудник Ботанического института АН СССР (Ленинград). Участник экспедиций в Арктику: экспедиция на Кольский полуостров и на Новую Землю (1930), экспедиция на Землю Франца-Иосифа (1931), поход на ледокольном пароходе "Сибиряков" (1932 год), поход на пароходе "Челюскин" (1933-1934 годы). В последней экспедиции проявил мужество при спасении аппаратуры с тонущего судна и во время пребывания в ледовом лагере. В 1935 году участвовал в новой экспедиции на ледоколе "Красин". В 1936-1938 годах - сотрудник Всесоюзного арктического института.
Гидробиолог-гидрограф П.П. Ширшов совместно с Папаниным И.Д. (руководитель), Фёдоровым Е.К. (геофизик) и Кренкелем Э.Т. (радист) участвовал в дрейфе на первой советской дрейфующей станции "Северный полюс-1" (с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года).
За проявленный героизм в деле выполнения правительственного задания указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1938 года Ширшову Петру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" (№ 74).
С 1938 года - директор Всесоюзного арктического института. С марта 1939 года - заместитель начальника Главсевморпути при СНК СССР. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.
В годы Великой Отечественной войны - уполномоченный Государственного комитета обороны по эвакуации Мурманского судоремонтного завода и отряда ледоколов из Мурманска, с октября 1941 - уполномоченный Государственного комитета обороны по Горьковской железной дороге. С 8 февраля 1942 по 15 марта 1948 года - Народный комиссар, а с 15 марта 1946 по 30 марта 1948 года - Министр морского флота СССР. В 1942-1943 годах персонально отвечал за бесперебойную доставку нефти из Баку морским транспортом на Каспийском море.
С 1946 года - директор созданного им Института океанологии Академии наук СССР; председатель Тихоокеанского научного комитета (1946-1950 годы). В 1948 году снят с поста министра за отказ от развода с женой, арестованной "за шпионаж". С 1949 года - председатель Бюро по транспорту при Совете Министров СССР и заместитель академика-секретаря отделения геолого-географических наук Академии наук СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-2 созывов (1937-1950).
Жил в Москве. Умер после нескольких лет тяжелой болезни 17 февраля 1953 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 4).
Специальное звание - генерал-директор морского флота 1-го ранга. Воинское звание - полковник.
Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени (17.12.1932,...), орденами Красной Звезды (20.04.1934), "Знак Почёта", медалями.
Именем Героя названы бухта на архипелаге Земля Франца-Иосифа, подводный хребет в Беринговом море, Институт океанологии РАН, судно Министерства морского флота, научно-исследовательское судно Госкомгидромета. В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.