Кондрин Сергей Фёдорович – командир эскадрильи 18-го гвардейского авиационного полка (2-я гвардейская авиационная дивизия, Авиация дальнего действия), гвардии майор.
Родился 12 сентября 1918года в поселке Усть-Катавский, ныне город Усть-Катав Челябинской области, в семье рабочего. Русский. Учился в Усть-Катавских школах № 3 и № 1, окончил 10 классов. Призван в армию в 1936 году. В 1939 году окончил военное авиационное училище летчиков в городе Чкалов (ныне – Оренбург), до 1939 года служил в авиационной части в районе Читы. В июле 1941 года окончил Высшую штурманскую школу в городе Иваново и был направлен в 7-й дальнебомбардировочный полк, входивший в 40-ю, 23-ю, 51-ю бомбардировочные авиационные дивизии.
В боевых вылетах принимал участие с августа 1941 года. С ноября 1941 по март 1942 года доставлял продовольствие и другие грузы в осажденный Ленинград и эвакуировал из него людей.
С апреля 1942 по май 1943 года воевал в 750-м (с 18 августа 1942 года – 3-м гвардейском) бомбардировочном авиационном полку дальнего действия.
С мая 1943 воевал в 18-м гвардейском авиационном полку дальнего действия (с 26 декабря 1944 года – 18-м гвардейском бомбардировочном полку 2-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 18-й воздушной армии).
Летал на бомбардировщике ДБ-3 (Ил-4). Выполнял боевые задания в интересах различных фронтов. Бомбил стратегические военные объекты – железнодорожные станции, аэродромы, скопления войск противника, в том числе в его глубоком тылу – на территории Германии, Польши, Финляндии, Венгрии, Румынии. Участвовал в обороне Москвы, Ленинграда, уничтожении окруженной вражеской группировки в районе Сталинграда, освобождении Севастополя.
К апрелю 1944 года совершил 216 успешных боевых вылетов, из них 183 вылета ночью.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные при совершении боевых вылетов на нанесение бомбовых ударов по врагу, гвардии майору Кондрину Сергею Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4065).
12 февраля 1945 года гвардии майор С.Ф.Кондрин получил приказ срочно доставить боевые документы в штаб авиационного корпуса. Ввиду низкой облачности пилот и штурман самолета вели самолёт на предельно малой высоте. При посадке самолет столкнулся с землей. Командир корабля гвардии майор С.Ф.Кондрин, штурман гвардии капитан В.М.Савельев, воздушный стрелок-радист гвардии старшина С.Г.Роскин, а также находившиеся на борту самолета гвардии майор П.И.Резонов и гвардии инженер-капитан А.С.Сидоркевич погибли.
Все они были с воинскими почестями похоронены в городе Красилов ныне Хмельницкой области (Украина). В городе Усть-Катав имя С.Ф.Кондрина носит одна из улиц, в сквере у дома, где родился и жил Герой, установлен его бюст. На доме, где жил С.Ф.Кондрин, установлена мемориальная доска.
Награжден 2 орденами Ленина (31.12.1942; 19.08.1944), орденом Красного Знамени (21.07.1943), медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда».
Из наградного листа
С первых дней Великой Отечественной войны с германским фашизмом в действующей армии, находясь в бывшем 7-м ДБАП, затем в 750-м, ныне 3-м ГАП, а с мая 1943 года – в 18-м гвардейском авиаполку, показал себя как бесстрашный и мужественный командир, отличный летчик. Много и упорно летает. За указанный период времени успешно произвел 216 боевых вылетов, из них ночью 183 вылета, в составе экипажа: штурмана гвардии капитана Савельева, воздушного стрелка-радиста гвардии старшины Шумеева и воздушного стрелка гвардии старшины Полежаева.
В том числе произвел 12 боевых вылетов на дальние цели по бомбардированию административных центров и военно-промышленных объектов противника Варшава, Кенигсберг, Данциг, Буковец, Будапешт, Бухарест, Хельсинки.
После последнего награждения совершил 42 боевых вылета ночью по бомбардированию железнодорожных узлов, аэродромов и эшелонов противника в районах военных действий: Таллин, Нарва, Псков, Гомель, Рославль, Полоцк и других, из них на дальние цели по бомбардированию столицы противника Хельсинки – 4 боевых вылета.
Над целью проявил бесстрашие и большое мастерство в условиях сильного зенитного обстрела противника и большого количества истребителей противника по маршруту.
В ночь на 18 февраля 1944 года, выполняя боевое задание по бомбардированию Хельсинки, самолет Кондрина был схвачен прожекторами и подвергнут сильному обстрелу зенитной артиллерии противника. Несколько осколков от разрывов снарядов пробили хвостовое оперение самолета, но летчик майор Кондрин упорно продолжал идти к цели, мастерским маневром вырвался из прожекторов и успешно отбомбился.
Неоднократно выполнял боевые задания в сложных метеоусловиях и при сильной обороне противника. Совершенствует свое боевое искусство, тактику маневрирования. Как командир авиационной эскадрильи внедряет в боевую практику свой опыт и опыт предовых летчиков своей эскадрильи. В совершенстве владеет техникой пилотирования и ночным самолетовождением в сложных метеоусловиях. Свом личным примером вдохновляет личный состав на отличное выполнение боевых задач по разгрому немецких полчищ.
Его эскадрилья отличается организованностью, дисциплиной, что дает возможность стать передовой эскадрильей в полку. С мая 1943 года его эскадрилья под его командованием совершила 580 боевых вылетов с налетом 2280 часов, сбросила 590 тонн бомб.
Требовательный командир, заслуженно пользуется боевым авторитетом среди личного состава полка.
Достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».
Командир 18-го гвардейского авиаполка гвардии подполковник Вавилов 2 апреля 1944 года.
При составлении биографии, кроме приведенных источников, использованы материалы сайтов «Авиаторы Второй мировой», «Средняя общеобразовательная школа № 5, город Усть-Катав». «Усть-Катавская неделя».