Гончаров Яков Игнатьевич – начальник связи эскадрильи 96-го гвардейского бомбардировочного авиационного Сталинградского Краснознаменного полка (301-я бомбардирочная авиационная Гомельская ордена Кутузова дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный Бобруйский ордена Суворова корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родился 23 марта 1914 года в деревне Козловка ныне Мстиславльского района Могилёвской области (Белоруссия) в крестьянской семье. Белорус. Окончил 7 классов. Работал в колхозе.
Призван в армию в декабре 1932 года. В 1937 году окончил Нерчинскую школу младших авиационных специалистов. Участник боёв с японскими войсками на реке Халхин-Гол в 1939 году.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался на Западном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах.
Летал в качестве флагманского воздушного стрелка-радиста, затем начальника связи эскадрильи в 99-м (с 17 июня 1943 года – 96-м гвардейском) бомбардировочном авиационном полку на бомбардировщиках СБ и Пе-2.
Первый боевой вылет младший лейтенант Я.И.Гончаров совершил 26 июня 1941 года на самолете СБ. В этом вылете его самолет был сбит, сам он был ранен. Лечился при своей части.
В составе 1-й, а затем 4-й резервной авиагруппы сражался на Брянском и Юго-Западном фронтах, участвовал в Барвенково-Лозовской наступательной операция (18 – 31 января 1942 года) и в Харьковском сражении (12 – 29 мая 1942 года).
В составе 270-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта и 223-й бомбардировочной дивизии 16-й воздушной армии Донского фронта участвовал в Сталинградской битве.
На Центральном фронте в составе 301-й бомбардировочной дивизии (в которой он сражался до конца войны) 16-й воздушной армии Центрального фронта участвовал с 5 июля 1943 года в оборонительной части Курской битвы, а с 12 июля по 18 августа 1943 года) – в Орловской наступательной операции – завершающей фазе сражения.
С 26 августа по 30 сентября 1943 года на Центральном фронте в составе 16-й воздушной армии участвовал в Черниговско-Припятской наступательной операции.
На Белорусском фронте в составе 16-й воздушной армии участвовал в Гомельско-Речицкой (10 – 30 ноября 1943 года) и Калинковичско-Мозырской (8 – 30 января 1944 года) наступательных операциях.
На 1-м Белорусском фронте в составе 16-й воздушной армии участвовал в Рогачёвско-Жлобинской наступательной операции (21 – 26 февраля 1944 года); Белорусской стратегической наступательной операции ( 23 июня – 29 августа 1944 года); Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Восточно-Померанской стратегической наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года); Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года).
К 15 марта 1945 года совершил 221 успешный боевой вылет на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы, стратегических объектов, железнодорожных эшелонов и колонн войск, на разведку в тыл противника. Принимал участие в 7 одиночных и 88 групповых воздушных боях. Сбил лично 1 германский истребитель и 3 – в составе группы. С бреющего полета обстрелял 36 эшелонов с боеприпасами, техникой и живой силой противника, поджёг 7 автомашин и 2 самолета на аэродроме врага. Подготовил и ввел в строй 19 воздушных стрелков-радистов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбардировочных ударов по врагу, гвардии старшему лейтенанту Гончарову Якову Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7038).
К моменту окончания войны совершил 244 боевых вылета.
После окончания войны Я.И.Гончаров продолжал службу в Советской Армии. В 1951 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) при 1-м Московском Краснознаменном училище связи. С 1954 года майор Я.И.Гончаров – в запасе. Жил и работал в городе Мстиславль.
Скончался 26 марта 1982 года. Именем Героя названа улица в Мстиславле.
Награжден орденом Ленина (15.05.1946), 4 орденами Красного Знамени (17.06.1942; 4.07.1944; 6.07.1944; 5.11.1954), 3 орденами Красной Звезды (11.09.1941; 17.06.1945); 5.11.1946), медалями "За боевые заслуги" (3.11.1944), "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".
Из наградного листа
На фронтах Отечественной войны участвует с первых дней, сначала в должности флагманского стрелка-радиста, а с декабря 1941 года – начальника связи авиаэскадрильи. За период Отечественной войны совершил 221 успешно выполненный боевой вылет. После последнего награждения совершил 40 успешных боевых вылета, из них 3 с пикирования. Принимал участие в боях за города Житомир, Киев, Харьков, Ростов на Дону, летал на уничтожение окруженных немецких войск под Сталинградом. Участвовал в Орловско-Курской, Севской, Гомельской, Мозырь-Калинковичской, Бобруйской, Варшавской операциях, уничтожал немецкие войска, окруженные в крепости-цитадели Познань. В настоящее время летает на уничтожение живой силы, техники и сооружений противника на территроии Германии в городах Штеттин, Штаргард, Кюстрин и других. За весь период провел 7 одиночных воздушных боев и 68 групповых боев с истребителями противника. Лично им сбит 1 истребитель противника. 3 сбито в группе и 4 подбиты. С бреющего полета из своего пулемета обстрелял 36 эшелонов с боеприпасами, техникой и живой силой противника, поджег 7 автомашин и 2 самолета на аэродроме. Рассеял и частично уничтожил до двух рот пехоты. На участке дороги Белгород-Харьков им рассеяна и частично уничтожена колонна повозок с военными грузами. За период его работы в должности начальника связи авиаэскадрильи подготовил и ввел в строй 19 воздушных стрелков-радистов, из которых 4 стрелка-радиста подготовлены из стрелков авиавооружения. Летает в экипаже заместителя командира авиаэскадрильи гвардии капитана Мельника, награжденного орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной звезды; штурмана звена гвардии старшего лейтенанта Кислицына, награжденного орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. В боях проявил отвагу, мужество и геройство. Его боевые эпизоды:
25.11.1941 года на Юго-Западном фронте в составе экипажа: командир авиаэскадрильи старший лейтенант Заварза, штурман лейтенант Терновский с высоты 300 м одиночным самолетом бомбили и обстреляли скопление танков и автомашин противника в населенном пункте Ровеньки. Во время бомбометания по самолету с земли противник открыл сильный огонь из всех видов оружия. Экипаж сбросил бомбы по цели, расстрелял все патроны и ушел в облака. В результате уничтожено более 20 автомашин и вызвано 3 очага пожара. Тов. Гончаров своевременно передал на наземную радиостанцию о скоплении техники противника.
3.06.1942 года при полете на разведку участка железной дороги и шоссе Харьков-Белгород в экипаже: гвардии капитан Мельник, штурман Герой Советского Союза гвардии капитан Крупин в сложных метеоусловиях из своего пулемета обстрелял самолеты противника на аэродроме севернее Белгорода, где вызвано 2 очага пожара. Продолжая полет над шоссе южнее Белгорола, экипаж обнаружил мотомехколонну противника. В результате бомбометания уничтожено несколько автомашин. Остальной запас бомб был сброшен по эшелону на железнодорожной станции Саблино, в результате чего был подожжен эшелон. Тов. Гончаров передавал по радио все время на наземную радиостанцию о скоплении мотомехвойск и о погоде.
8.08.1942 года в группе 27 Пе-2, ведущий группы Герой Советского Союза гвардии майор Смирнов, в составе того же экипажа бомбили и обстреляли скопление танков протвника во время заправки у населенного пункта Абганерово. В результате бомбометания и обстрела подожжено 14 танков и 3 бензозаправщика. При бомбометании девятка ведущего подверглась атакам семи истребителей противника. Все атаки пулеметным огнем штурманов и стрелков-радистов были успешно отбиты. Тов. Гончаров на всем протяжении полета держал связь с наземной радиостанцией.
13.12.1942 года в составе того же экипажа ведущим группы из 6 Пе-2 бомбили и обстреляли скопление мотомехвойск противника в населенном пункте Б.Россошка. Бомбометанием и обстрелом из люковых пулеметов уничтожено 16 автомашин, 2 танка. Создано 3 очага пожара. При отходе от цели группа подверглась атакам двух Ме-109. Тов. Гончаров своевременно обнаружил истребители противника и передал об этом ведомым экипажам. Все атаки были успешно отбиты огнем пулеметов штурманов и воздушных стрелков-радистов.
8, 9 и 10 июля 1943 года в группе из 9 Пе-2 в составе того же экипажа ведущим звена бомбардировали скопление танков и мотомехвойск противника в районе населенного пункта Сабуровка. В результате бомбометания и обстрела уничтожено 53 автомашины, 3 танка, отмечено 16 прямых попаданий по строениям. 9.07.1943 года группа подверглась атакам 11 ФВ-190. Атаки истребительной авиации противника были успешно отбиты огнем пулеметов штурманов и стрелков-радистов и гранатами АГ-2. Полеты обеспечивались четкой радиосвязью. В результате успешно выполненных боевых заданий наступление немецких войск на Орловско-Курском направлении было сорвано. Летный состав получил благодарность от наземного командования.
30.06.1944 года ведущим группы из 8 Пе-2 в экипаже: гвардии капитан Мельник, штурман Герой Советского Союза гвардии капитан Туриков бомбардировали мост шоссейной дороги через реку Березина у населенного пункта Березино. При выполнении боевого задания группу пытались атаковать истребители противника. Тов. Гончров во-время их заметил и передал об этом истребителям прикрытия, которые противника к группе не подпустили. Группа задание выполнила - мост через реку разрушила, повредила запасную переправу, сожгла 6 автомашин и потерь не имела.
16.01.1945 года в группе из 9 Пе-2, ведущий – Герой Советского Союза гвардии майор Смирнов, в том же экипаже ведущим звена бомбардировали аэродром в 6 км севернее города Томашув. Товарищ Гончаров отличным наблюдением за воздухом и четкой связью в группе и с землей способствовал выполнению боевого задания. Задание было выполнено отлично – выведено из строя летное поле и уничтожен 1 самолет, что подтверждено фотоснимком.
20.02.1945 года ведущим группы из 4 Пе-2 в полковой колонне из 22 самолетов, ведущий – гвардии майор Субботин, бомбардировали железнодорожную станцию Хойне в 2 км юго-западнее Штеттина. Бомбометание проходило при сильном обстреле зенитной артиллерии противника всех калибров. Тов. Гончаров четко принимал команды ведущего группы и передавал их своему командиру экипажа. Отличной связью со всей группой и постоянным наблюдением за воздухом способствовал выполнению боевого задания. Группа задание выполнила отлично, что подтверждено фотоснимками.
3.03.1945 года в группе из 18 Пе-2, ведущий гвардии майор Гончаренко, ведущим звена в том же составе экипажа бомбардировали живу силу и технику противника в городе Штаргард. Бомбометание производилось при сильном обстреле зенитной артиллерией противника. Товарищ Гончаров на всем протяжении полета держал отличную связь внутри группы и с истребителями прикрытия, передавая команды командиру своего экипажа. Группа задание выполнила отлично.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу, мужество и геройство представляю к высшей правительственной награде – званию героя Советского Союза.
Командир полка гвардии полковник Якобсон 15 марта 1945 года